Технологии повышения экономической и
энергетической эффективности систем энергоснабжения

Оглавление

Введение, политика государства

Назад
На главную
Вперед

 

Который год вся страна задаётся вопросом: кто и когда наведёт порядок в нашем ЖКХ, кто остановит беспорядочный рост тарифов на коммунальные услуги и энергоресурсы?..

…Модернизация не всегда и необязательно должна быть связана с повышением тарифов…

Не нужно говорить, насколько это важно для каждой российской семьи, насколько это сложно, имея в виду проблемы в экономике и накопившиеся дисбалансы.

Президент России Владимир Путин

Политика государства

Российская Федерация в мировой энергетике занимает уникальное место, являясь одновременно крупным производителем, потребителем и экспортером всех видов энергетических ресурсов.

Энергетический комплекс – отрасль, от которой зависит не только экономика нашей страны, но и система её жизнеобеспечения. В эффективной работе этой системы заинтересованы и государство в целом, и большинство граждан по отдельности.

Приоритетами государственной энергетической политики Российской Федерации являются гарантированное обеспечение энергетической безопасности страны, энергетическая эффективность и рациональное природопользование, максимально возможное использование отечественного оборудования, повышение результативности и эффективности энергоуправления, максимальное использование преимуществ централизованных систем энергоснабжения.

При этом реальное состояние дел таково: в нашей стране есть идеи, опыт, знания, кадры, изготовители необходимого оборудования, госпрограммы по энергосбережению, а до настоящего энергосбережения пока далеко. Видимо чего-то ещё не хватает.

А не хватает механизма, позволяющего экономически заинтересовать всех участников энергоэффективности. Поэтому, при отсутствии этой экономики, каждый из участников принимает решения в меру своих лоббистских возможностей, при этом упуская возможность без нарушения комфортности обоснованно снизить потребление энергоресурсов. И способствует этому потворство такой позиции действующих сегодня в нашей стране законов.

Возникает ощущение, что в деле энергосбережения в учёте потребления энергоресурсов, в достоверных цифрах, точно характеризующих это самое потребление, мало кто заинтересован, из тех, кто обязан проводить реформу ЖКХ в жизнь. А тот, кто больше всех заинтересован – житель, из процесса построения энергоэффективности исключён - «заплати и ваше мнение не важно».

Во-первых, в этом не заинтересованы должностные лица, которые отвечают за реформу ЖКХ. Их задача — отчитаться за порученную работу и потраченные бюджетные средства, поэтому присутствует формальный подход. Поручено поставить счетчики. Поставили? Поставили. Работают? Формально да, а фактически - никто не знает. Результат есть? Никто не оценивал, поскольку достижения результатов в процессе энергосбережения, как следствие установки счётчиков, от чиновника никто не требует. А одним из критериев успешных законов в энергосфере и ЖКХ является отсутствие необоснованного роста квартплаты.

Бесполезно проводить мероприятия по энергоэффективности и модернизации оборудования и сетей, если нет точки отсчёта и нет возможности отследить эффективность вложения миллиардов рублей, выделяемых на реформирование системы ЖКХ. То есть какой получится результат за эти деньги, насколько сфера ЖКХ перестала истощать бюджет и увеличивать нагрузку на жителей — никто не знает.

Во-вторых, в точных данных не заинтересовано руководство управляющих жилищно-коммунальных компаний. Их обязали установить общедомовые приборы учёта тепла — они установили, только чтобы избежать претензий со стороны государства. А требования закона сводятся к следующему: управляющая компания должна найти деньги, вложить их в энергосбережение, а всё, что удастся сэкономить, — отдать жителю. Ну какая управляющая компания будет так работать и в чём экономический интерес УК?

И в-третьих, такое положение выгодно и энергетикам, которые сейчас отвечают за энергоэффективность. Но они идут простым путём - ни с кем не договариваясь, не приходя к соглашению, не уточняя цифры, просто по договорным нагрузкам с учетом графика температур или по нормативу выставляют свои требования, с которыми потребитель в лице управляющей компании не может не согласиться. И снова причина все та же: нет достоверных данных, сколько энергоресурсов было получено от поставщика за тот или иной период. Именно поэтому сегодня тарифы инфраструктурных и сырьевых монополий в России формируются, исходя из фактических затрат, а не от стоимости и объёмов товара и услуг исходя из тарифов и нормативов, определённых для данного поставщика государством (РЭК), в том числе с учётом нормативных потерь.

Да, необходимо чтобы энергетики имели финансовую возможность развиваться и модернизироваться, но со времён советской власти главным показателем для них остаётся – вал.

Законодательной базой создана ситуация, в которой чиновники, энергетики и управляющие компании преследуют законные, но разные цели и неэффективно используют общие инструменты. А житель, повторюсь, наиболее заинтересованный участник, лишён возможности изменить ситуацию к лучшему.

А ведь энергетики и ТЭК совместно являются локомотивом в любой экономике мира, а по отношению к жителям страны – генератором социального благополучия.

При этом государство, не забывая и свой экономический интерес, честно выполняет свои обязательства, оказывая огромную финансовую поддержку в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности по следующим направлениям:

  • установление социальной нормы потребления населением энергетических ресурсов, а также пониженных тарифов, при условии обязательной компенсации затрат энергетикам (перекрёстное субсидирование);
  • поддержкарегиональных и муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности;
  • реализация программ стимулирования производства и продажи товаров, имеющих высокую энергетическую эффективность;
  • стимулирование реформирования ЖКХ, формирования эффективных механизмов управления жилфондом, внедрения ресурсосберегающих технологий;
  • софинансирование расходных обязательств субъектов РФ в области энергосбережения и повышения энергоэффективности (в виде субсидий);
  • поддержка инвестиционной деятельности в области энергосбережения и повышения энергоэффективности путем возмещения части затрат на уплату процентов по кредитам, займам, полученным в российских кредитных организациях на осуществление инвестиционной деятельности, реализацию инвестиционных проектов в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.

Достигает ли эта финансовая поддержка своих поставленных целей или «вылетает в трубу» лишь обогащая энергетиков и приборостроителей? – вопрос риторический…

Практика, отработанная ООО «Крейт», позволяет сформировать социально ориентированную и эффективную систему управления, в том числе позволяющую влиять на квартплату. Применение наших подходов одновременно снижает нагрузку на бюджет и влияет на социальную напряжённость (через размер коммунальных платежей), обеспечивает рациональное и эффективное использование топливно-энергетических ресурсов с сохранением баланса между интересами потребителя и компаниями коммунального комплекса. Появляется возможность направить высвобождаемые в бюджетных организациях немалые средства на социальные проекты, а также более эффективно применять субсидии, выделяемые государством для компенсации расходов энергопоставщикам, и, тем самым, снижать уровень бедности населения, благоустраивать города, строить соцобъекты и т.д.

Возможный потенциал средств, которые могут высвободиться, от 20% до 70% от затрачиваемых в сфере потребления энергоресурсов сегодня. Дайте человеку рыбу, и он будет сыт один день, научите человека рыбачить, и он будет сыт всю жизнь. Как? Об этом наша энциклопедия!

Основные нормативные документы в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности:

  1. ФЗ "О Фонде содействия реформированию ЖКХ" от 21.07.2007 N 185-ФЗ.
  2. ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности РФ» от 23.11.2009 № 261-ФЗ.
  3. ФЗ "О теплоснабжении" от 27.07.2010 N 190-ФЗ.
  4. Указ Президента РФ от 4.06.2008 № 889 «О некоторых мерах по повышению энергетической и экологической эффективности российской экономики».
  5. План мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в РФ, направленных на реализацию ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности РФ». Утвержден распоряжением Председателя Правительства РФ 1.12.2009 № 1830р.
  6. «Энергетическая Стратегия России на период до 2030 года». Утверждена распоряжением Председателя Правительства РФ от 13.11.2009 № 1715-р.
  7. Постановление Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (ред. от 29.06.2020) "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов".
  8. Постановление Правительства РФ от 18.11.2013 N 1034 "О коммерческом учете тепловой энергии, теплоносителя".

  

Назад
На главную
Вперед
© 1991 - 2022 г. ООО «КРЕЙТ»
Адрес: 620146, Свердловская область, г. Екатеринбург, Пр-д. Решетникова, 22а

Контактная информация

г. Екатеринбург, проезд Решетникова, д. 22-А
Тел. (343) 216-51-10 (11,12,13,14,15)